Jethro Tull Aqualung 40th Anniversary
Ян Андерсон до сих пор не может без раздражения смотреть на обложку «Акваланга». Художник Бертон Сильверман — тогда иллюстратор в Times, изобразил главного героя песни «Aqualung» так, что тот стал похож на спившегося и обезумевшего вконец лидера группы Jethro Tull, чего сам Андерсон никак не предполагал. Для него старик по кличке Акваланг вовсе не был лирическим героем, и такого рода экстраполяция идеи его просто-напросто обидела. Однако, это не помешало обложке альбома стать культом для фанатов прог-рока и войти в историю рокмузыки. Так же, как недовольство Андерсона самим альбомом не помешало ему стать в ряд величайших музыкальных произведений ХХ века.
А между тем, запись диска в самом деле доставила его автору массу неудобств. Все началось с того, что музыканты группы никак не хотели понять, чего же хочет от них этот безумный флейтист. В итоге альбом записывали буквально два раза — после первых сессий Андерсон сказал, что все получилось не так и надо переделывать заново. Он взял акустическую гитару, отправился в студию и сам наиграл основу всех песен так, как считал нужным. Даже ровный барабанный бит на Locomotive Breath сыграл сам, а потом уже позвал Клайва Банкера дописать томы и медь. Обратите внимание, когда будете переслушивать альбом — в самом деле там все вертится вокруг единственной гитарной канвы. По окончании записи лидер Jethro Tull все равно остался недоволен. Что ему еще не нравилось? Например, студия. Записывались на новой тогда студии компании Island, оборудованной в бывшей церкви на Бейсинг-стрит в Лондоне.
В маленькой студии на первом этаже писали свой четвертый альбом Led Zeppelin, а Jethro Tull досталась большая на втором этаже, и контрольная комната там была не такая идеальная, и звук инструментов получался недостаточно точным. Тут надо сказать, что после богатого реверберациями и эхо альбома «Benefit» Андерсон во что бы то ни стало решил записать совершенно «сухой» альбом — чтобы никаких лишних призвуков. На достижение этого эффекта угробили уйму времени, и в результате не только Андерсон, но и все, причастные к записи звукоинженеры, соглашаются, что этот эпохальный шедевр звучит далеко не так, как хотелось бы. Слушатели в свою очередь всегда сетовали, что «Акваланг» записан слишком легковесно — мало того, что бас сухой, так его еще и мало. Корни этой проблемы, по всей видимости, лежат в особенностях контрольной комнаты второй студии — там стояли Tannoy Red Monitor c усилителями Crown DC300, и в сочетании с помещением все это давало избыток баса, с ним боролись, и в результате на записи его оказалось слишком мало.
К юбилейному изданию Ян Андерсон решил наконец все эти недостатки исправить. Из архивов EMI вытащили мастер-ленты и оцифровали все на Abbey Road в 24 бит/96 кГц, после чего инженер Стивен Уилсон свел весь альбом заново в программе Logic, стараясь, тем не менее, максимально сохранить баланс оригинального микса. И конечно, новый релиз играет значительно эффектнее оригинала. Притом, что даже шум мастер-ленты тут особо на вычищали, чтобы сохранить все нюансы и атмосферу записи. При этом баса удалось-таки прибавить, хотя из-за «расчистки» звука стало особенно слышно, как сухо в самом деле этот альбом записан, и особенно барабаны и бас-гитара, потому что на акустической гитаре и вокале Андерсона кое-какая реверберация все же была. Свою лепту внесло и цифровое сведение — да, многое стало слышнее, но все зазвучало несколько жестче. Впрочем, как я уже писал здесь не раз, именно специалисты на EMI умеют выводить цифровой ремастер на винил так, что отличить от аналогового можно только по косвенным признакам.
|